Сочтены ли дни RSS?

RSS мертв?

Не так уж много времени прошло с тех пор, когда мы рассуждали на тему «А что же лучше, использовать RSS или закладки?». Защитников и противников «действительно простой синдикации» было примерно поровну, но все продвинутые блоггеры, как правило, в один голос заявляли — «Только RSS!», что и отличало их от просто блоггеров, не выползающих из домена livejournal.com.

Казалось бы, этому стандарту нет и не может быть альтернативы, но время всё расставляет по своим местам. Судя по всему, цикл завершается и RSS снова становится гиковской технологией, совершенно бесполезной для большинства интернет-аудитории.

Прямая причина этого явления проста до безобразия — крупнейшие интернет-корпорации начинают отказ от RSS в своих продуктах, или уже отказались от него. А поскольку экосистема Twitter, Facebook, Apple — это и есть весь Интернет для рядовых пользователей, можно представить последствия такого шага.

Apple

В последних обзорах новых фишек в Mountain Lion нечасто, но проскакивает факт отказа от поддержки RSS в почтовом клиенте Mail. Раньше можно было получить RSS поток новых сообщений прямо из интерфейса программы, что было особенно удобно для использования со сторонними сервисами. Теперь же придется химичить напрямую с Gmail. Впрочем, лично мне подобный шаг абсолютно понятен — все таки работа с почтой несколько отличается от работы с новостями и RSS здесь ну никак не необходимость.

По подтвержденным данным, Safari также лишается иконки RSS в адресной строке (хотя в 5.1.7 она ещё есть). И вот это уже серьёзный удар по формату — ведь именно этим значком пользуется неискушенный пользователь для добавления ленты сайта в свой ридер. Не говоря уже о том, что как минимум он служил своеобразным рекламным баннером для тех, кто был вообще не в курсе, что сайты можно читать каким-то другим способом, кроме как заходить на них через браузер.

Twitter

В одной из недавних итераций дизайна сервиса микроблогов на странице пользователя ещё можно было отыскать RSS иконку, нажав на которую можно было подписаться на апдейты в своем любимом ридере. Что было вполне удобно для тех, кто не является Твиттер-пользователем, но просто хочет быть в курсе обновлений одного аккаунта, или следить за хэш-тегом.

На самом деле исчезла не только иконка, но и мета-ссылка на RSS в исходном коде страницы, то есть ни одна читалка автоматически фид не обнаружит.

Единственный способ получить фид пользователя Twitter — использовать знаниe API:

  • Вычислить ID пользователя. Идём в исходный код страницы и ищем строчку
    <div class="account-group js-mini-current-user" data-user-id="12431032" data-screen-name="meramo">
  • Cоставляем конечную ссылку: http://twitter.com/statuses/user_timeline/12431032.rss

Но, как мы все понимаем, это не совсем дружественный к конечному пользователю способ.

Firefox

Когда-то любимый мой браузер в те далёкие времена показывал в адресном баре иконку RSS для страниц, поддерживающих этот формат. Было безумно удобно — клик, и ты уже читаешь сайт через Google Reader.

В одной из последних версий эта иконка исчезла. Сейчас нужно лезть в меню «View page info» или искать в закладках пункт «Subscribe to this page». Совсем неочевидно и неудобно.

Google

По-моему, Google был той самой компанией, благодаря которой RSS вошёл в нашу жизнь. Миллионы до сих пор пользуются Google Reader и что самое интересное — адекватных ему альтернатив пока не предвидится, и навряд ли будет.

И пока всё хорошо, но что будет, если Google решится закрыть Reader или ещё хуже — полностью интегрировать его с Google Plus? Это, по-моему, и станет концом RSS как юзер-ориентированного универсального формата.

И мы уже не говорим про поддержку RSS в Хроме, там она полностью отсутствует как таковая (плагины не в счёт).

Facebook

Идём на свой Timeline, сканируем страничку в поисках знакомой иконки — пусто. Исходный код — тоже самое. Фэйсбук в принципе никогда не претендовал на открытость (в отличие от того же Твиттера), так что и предъявить ему нечего.

Что делать?

Неужели всё так плохо и скоро придётся писать окончательную эпитафию RSS? Я не думаю, что формат перестал справляться со своей основной функцией, и именно поэтому миллионы сайтов и блогов всё равно будут поддерживать его хотя бы до того времени, пока не появится что-то революционное.

Проблема в том, что на RSS были возложены слишком большие ожидания, которые приходится корректировать с учётом развития технологий. RSS так и не стал универсальным стандартом де-факто «для всего», ведь очевидно, что для обмена и распространения информации между девайсами, серверами, пользователями гораздо удобнее использовать более гибкие форматы — JSON, XML (как «родитель» RSS) и другие. И точно также, как каждый раньше считал своим долгом отдавать контент в RSS, скоро каждый блог будет иметь свой простенький API.

Контент-провайдерам стоит рассматривать Twitter и Facebook как реальную альтернативу RSS и грамотно использовать их с учётом специфики.

Для потребителей контента есть совершенно новое поколение сервисов, отлично заменяющих RSS в большинстве случаев. Это Flipboard, Feedly, автоматизированные кураторы контента. Во многих из них, можно добавлять свои источники, не заботясь при этом, какие форматы они используют.

И хоть ситуация для кого-то может выглядеть печально, RSS хоронить рано. Сейчас это просто ещё один удобный способ синдикации контента, а значит он всегда найдёт поддержку со стороны пользователей и разработчиков.

По мотивам: William Vambenepe