Drupal набирает обороты

Один из самых популярных вопросов от разработчиков и клиентов, ещё не определившихся с выбором фреймворка или CMS, является вопрос о market share — какую долю рынка занимает та или иная система.

Интерес к статистике понятен — чем более популярен вендор, тем больше гарантий стабильности, устойчивости, поддержки, расширяемости и безопасности системы. К тому же кому хочется инвестировать в систему, которая сейчас находится просто «на волне» и непонятно что с ней будет через год.

Что касается Drupal, то мы обычно ограничиваемся общими фразами о «миллионах сайтов» и «около одного процента всех сайтов в мире». Попробуем разобраться в этом безобразии и начнём говорить на основе реальных данных, что будет полезно и клиентам, и самим девелоперам.

Один из самых удобных и регулярно обновляемых источников информации это данные W3Techs, но если кто знает лучший — прошу в комментарии.

Для начала, посмотрим на таблицу ниже. Она показывает процент сайтов, использующих одну из трёх крупнейших CMS — WordPress, Joomla, Drupal, а также процент сайтов, не использующих системы управления контентом вообще и общий процент по остальным системам, не входящих в «большую тройку».

cms-usage-share.jpg
источник

Как видно, Drupal за последний год вырос с 2% до 2.3%, и сейчас можно с уверенностью говорить, что 2.3% всех сайтов в мире работают именно на нём.

Количество сайтов, не использующих CMS (или, по крайней мере, не использующих известную W3Techs систему), за последний год уменьшилось. Этот тренд будет сохраняться и в этом году. Но посмотрите на цифру — 68 процентов. Огромный рынок и потенциал!

Joomla не показывает роста вообще, что тоже объяснимо для системы, зажатой где-то посередине между WordPress и Drupal. К тому же, если мы посмотрим на статистику по цмскам (таблица ниже), то всё ещё хуже — потеря целых 0.7% процента рынка, что значит что огромное количество сайтов за последний год мигрировали на другие системы или фреймворки, то есть целенаправленно отказались от использования Joomla.

cms-market-share.jpg
источник

Drupal же добавил в копилку 0.4% рынка и сейчас занимает 7.1% среди всех CMS.

Нужно ли беспокоиться?

На первый взгляд цифра в 17.5% всех сайтов в мире, работающих на WordPress, внушает уважение. Но является ли WordPress реальным конкурентом Drupal? Dries Buytaert считает, что нет. Я скорее считаю, что да. И на это есть простой ответ — маркетинг.

  1. Порог вхождения в WordPress намного ниже. А значит новичкам намного легче получить что-то работающее. А новички, как мы знаем, со временем конвертируются в яростных фанатов.
  2. Дружественность к конечным пользователям системы (редакторам, администраторам, модераторам) «из коробки». Drupal уверенно движется в этом направлении, но до появления 8-й версии лёгкого её решения не предвидится.
  3. WordPress.com — блоггинг платформа. Один клик — и у нас бесплатный работающий сайт, на котором можно размещать контент и который не стыдно показать. Пользуются миллионы довольных пользователей. Альтернативы у Drupal есть, но см. пункт 1.
  4. Дружественность к разработчикам. Начальных знаний PHP вполне достаточно, чтобы замутить небольшой кусок дополнительного функционала, что-то дописать или переписать, не тратя при этом десятки часов на постижение API.
  5. Разработка под WordPress, как правило, намного дешевле.

Мы привыкли говорить о том, что у этих систем разные целевые аудитории, что Drupal больше таргетирован на бизнес, сложные системы, нестандартные решения (что и является главным аргументом Дриса), но в большинстве случаев музыку заказывает клиент, который будет настаивать на своём только потому, что все друзья, коллеги и Интернет говорят о преимуществе той или иной платформы.

Можно убеждать себя сколько угодно, что у Drupal и Worpress разные целевые аудитории, но придётся признать тот факт, что колеблющаяся аудитория, которая находится где-то посередине, очень большая, и не учитывать её просто глупо.

The Enterprise

Слышали ли вы о таких системах, как SiteCore и Open Text? Думаю, навряд ли. А ведь эти штуки очень популярны на корпоративном рынке, где занимают очень сильные позиции. И это именно тот рынок, куда Aquia пытается «запхнуть» Drupal, чтобы увеличить прибыли. но хорошо ли это для комьюнити, которое использует Drupal в основном для мелкого и среднего бизнеса, нон-профит сектора — это большой вопрос.

Навеяно дискуссией на reddit.